3ae95ea9     

Иванов Вячеслав & Гершензон М О - Переписка Из Двух Углов



Вячеслав Иванов и М. О. Гершензон
ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ УГЛОВ
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.
Письма эти, числом двенадцать, писаны летом 1920 года, когда оба друга
жили вдвоем в одной комнате, в здравнице "для работников науки и литературы" в
Москве.
Настоящее издание отпечатано в Девятой Государственной типографии в
количестве двух тысяч экземпляров "Р.В.Ц."
I.
М. О. Гершензону.
Знаю, дорогой друг мой и сосед по углу нашей общей комнаты, что вы
усомнились в личном бессмертии и в личном Боге. И не мне, казалось бы,
отстаивать перед вами права личности на ее метафизическое признание и
возвеличение. Ибо, по истине, я не чувствую в себе самом ничего, могущего
притязать на вечную жизнь. Ничего, кроме того, что уже, во всяком случае, не
я, кроме того всеобщего и вселенского во мне, что связует и духовно
осмысливает, как некий светлый гость, мое ограниченное и неизбежно-временное
существование во всей сложности его причудливого и случайного состава. Но мне
кажется все же, что этот гость не даром посетил меня и во мне "обитель
сотворил". Цель его, думается мне, одарить гостеприимно непонятным моему
рассудку бессмертием. Моя личность бессмертна не потому, что она уже есть, но
потому, что призвана к возникновению. И как всякое возникновение, как мое
рождение в этот мир, -оно представляется мне прямым чудом. Ясно вижу, что не
найти мне в моей мнимой личности и ее многообразных выражениях ни одного атома
подобного хотя бы только зародышу самостоятельного истинного (т. е. вечного)
бытия. Я-семя, умершее в земле; но смерть семени-условие его оживления. Бог
меня воскресит, потому что Он со мною. Я знаю его в себе, как темное рождающее
лоно, как то вечно высшее, чем преодолевается самое лучшее и священнейшее во
мне, как живой бытийственный принцип, более содержательный, чем я, и потому
содержащий, в ряду других моих сил и признаков, и признак личного сознания,
мне присущий. Из Него я возник и во мне Он пребывает. И если не покинет меня,
то создаст и формы Своего дальнейшего во мне пребывания, т. е. мою личность.
Бог не только создал меня; но и создает непрерывно, и еще создаст. Ибо,
конечно, желает, чтобы и я создавал Его в себе и впредь, как создавал доселе.
Не может быть нисхождения без вольного приятия; оба подвига в некотором смысле
равноценны, и приемлющее становится равным по достоинству нисходящему. Не
может Бог меня покинуть, если я не покину Его. Итак, внутренний закон любви, в
нас начертанный (так как мы без труда читаем его незримую скрижаль),-уверяет
нас, что прав ветхозаветный псалмопевец, когда он говорит Богу: "Ты не
оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление".-Вот о
чем, добрый сосед, думаю я про себя в своем углу, так как вы пожелали это
знать. А Вы что скажете мне в ответ из другого угла того же квадрата?
17 июня 1920 г.
В. И.
II.
В. И. Иванову.
Нет, В. И., не усомнился я в личном бессмертии и, подобно вам, знаю
личность вместилищем подлинной реальности. Но об этих вещах, мне кажется, не
надо ни говорить, ни думать. Мы с вами, дорогой друг, диагональны не только по
комнате, но и по духу. Я не люблю возноситься мыслью на высоты метафизики,
хотя любуюсь вашим плавным парением над ними. Эти запредельные умозрения,
неизменно слагающиеся в системы по законам логической связи, Это заоблачное
зодчество, которому так усердно предаются столь многие в нашем
кругу,-признаюсь, оно кажется мне праздным и безнадежным делом. Больше того,
меня тяготит вся эта отвлеченность, и не она одна: в



Содержание раздела